Сенсорная афазия возникает при поражении

0
222

Сенсорная афазия — учимся говорить и понимать заново

Сенсорная афазия возникает при пораженииЗа речевые способности человека отвечают два центра, которые находятся в головной коре мозга.

Если вследствие каких бы то ни было причин эти центры повреждены, то начинает проявляться такое заболевание как, афазия, которое заключается в нарушениях речевых функций.

Не стоит думать, что при афазии человек полностью теряет способность говорить, скорее наблюдается изменение структуры его речи, обеднение лексикона, а также неспособность вспоминать даже самые простые слова.

Симптомы могут отличаться в зависимости от типа афазии, которая наблюдается у человека.

Типы нарушения

Можно выделить 4 основных типа расстройства, хотя их различают несколько больше.

Стоит отметить, что в некоторых случаях симптомы весьма похожи и даже совпадают. Эта классификация основана на том какая часть головного мозга и какие последствия это вызывает.

Итак, есть 4 типа афазии:

  1. Cенсорная (возникает при поражении центра Вернике). Человек слышит слова и может их повторять, но не понимает их значения);
  2. Моторная (поражен центр Брока). Страдает произношение, грамматика высказывания, речь бессвязная, человеку тяжело переключиться с одного слова на другое);
  3. Сенсомоторная. Глобальное поражение обоих речевых центров, человек не понимает устную речь других и практически ничего не может сказать сам).
  4. Амнестическая (поражена теменно-высочная область). Тяжело называть предметы, хотя пациент понимает их значение и может произнести это слово).

Сенсорная афазия возникает при поражении

Причины расстройства

Стоит отметить, что причинами поражения речевых органов могут стать самые разные факторы.

Вот некоторые из них:

  • инсульты — это наиболее распространенная причина;
  • различного рода воспалительные процессы, такие как энцефалиты и лейкоэнцефалиты;
  • сильные травмы и ушибы головы ;
  • болезнь Альцгеймера и болезнь Пика в очаговом варианте заболевания;
  • осложнения после операции на коре головного мозга;
  • некоторые психические заболевания.

Есть также определенные факторы риска, которую увеличивают возможность проявления афазии в каком-либо виде.

Такими факторами риска являются гипертония, перенесенные в прошлом ишемишечные инсульты, а также пожилой возраст и былые травмы головы, которые не проходят даром.

Тяжесть афазии и ее симптомы зависят от многих факторов, таких как возраст пациента, типа расстройства, а также от обширности поражения.

Сенсорная афазия возникает при поражении Часто тот или иной вид афазии возникает при инсульте. Таким образом восстановление речи после инсульта требуется почти всегда. Подробней в статье.

В каких случаях назначается допплерография сосудов головного мозга? В чем суть методики и нюансы подготовки и проведения исследования.

Симптомы и диагностика

Симптомы могут отличаться в каждом отдельном случае и зависеть от типа афазии, то есть от области поражения.

Сенсорный тип расстройства

Человек, который страдает сенсорной афазией, не понимает устную речь и написанный текст. Хотя его ухо различает отдельные слова, но смысл их для человека непонятен.

При это интересно что такой больной может исполнять простые команды врача, такие как просьбы закрыть глаза, встать или сесть.

Все зависит от формы заболевания, то есть при сложной форме сенсорной афазии человек не способен выполнить даже простую односложную команду, при более легкой — человек может выполнять односложные просьбы, но теряется при задачах из нескольких частей.

При сенсорной афазии человек может говорить в некотором роде, но его речь может быть просто набором слов или как иногда говорят, словарной крошкой.Сенсорная афазия возникает при поражении

Собственная речь человека может быть обильной и несколько эмоциональной, но при этом он может путать понятия и предметы. Например, говорить о вилке, но показывать на ложку.

Это называется вербальные парафазии, когда происходят словесные замены.

Особенности моторной афазии

При моторной афазии основной проблемой является нарушение речевых способностей больного, то есть он в основном понимает устную речь других людей, но при этом его собственная речь малопонятна.

Симптомами являются нарушение навыков чтения и письма или же полная их утрата, а также неправильное произношение, перестановка букв в словах, замена одних букв, другими схожими по звучанию.

Помимо этого человеку тяжело переключиться с одного слова на другое, а в тяжелых формах этого типа афазии человек сохранил только возможность произносить речевые эмболы, такого типа: «да-да» или же «нет-нет».

В любом случае всех афазиков характеризует то, что их лексикон крайне невелик и беден, поскольку они не используют наречия, сравнения и яркие прилагательные, а также не понимают поговорки, пословицы и крылатые выражения.

Сенсорномотоный вид — самый тяжелый случай

В таком случае симптомы, описанные выше, присутствуют в острой форме. Человек не может выражать свои мысли и что-либо говорить, а также понимать устную речь другого человека.

Такой тип афазии может быть вызван тотальным поражением речевых центров, из-за чего афазия протекает в особо тяжелой форме.

При этом если наблюдаются улучшения, то сначала восстанавливается понимание устной речи других людей.

Амнестическая афазия: в чем она проявляется

Такой тип афазии характерен тем, что человек понимает речь других и может в каком-то роде выражать свои мысли. Его речь достаточно информативна, но лексикон небольшой и крайне бедный.

Для больных характерно забывать конкретные слова, но при этом они могут объяснить их значения. То есть, такой человек не может вспомнить слово «стул», но он объяснит, что это «то, на чем сидят».

При этом таким больным может помочь подсказка первого слога нужного слова.

В таком случае также наблюдаются проблемы с чтением и письмом.

Методы диагностики

Что включает в себя диагностика и обследование человека, начавшего страдать сенсорной афазией:

  1. Анализ самого заболевания. выяснение того как давно появились нарушения подобного рода, а также что способствовало таким нарушениям;
  2. Больного должен осмотреть логопед. который сможет определить каковы нарушения речи, а также наметить приблизительный курс лечения и восстановления;
  3. Стоит пройти такую процедуру как электроэнцефалографи я — можно увидеть электрическую активность различных участков коры головного мозга;
  4. Компьютерная томография и МРТ — цель этих процедур изучить весь головной мозг человека послойно, помимо этого можно обнаружить кровоизлияния, а также гнойники и воспалительные процессы.

Сенсорная афазия возникает при пораженииЕсли подвести итог, то с человеком, у которого наблюдаются расстройства речи, работают логопед и нейропсихолог, которые определяют степень афазии и могут назначить некоторое лечение.

В то же время необходимо определить первичную причину болезни и устранить ее.

В этом помогут МРТ и компьютерная томография.

Какое лечение необходимо при расстройстве речи?

Можно сказать, что лечение афазии любого типа в том числе и сенсорной состоит из двух важных составляющих:

  • необходимо выяснить и устранить первичную причину, которая вызвала появление нарушений речи;
  • различные упражнения и занятия с логопедом, которые помогут восстановить речь.

Если причиной сбоя стала опухоль или же кровоизлияние в мозгу, тогда необходимо хирургическое вмешательство. Необходимо удалить опухоль или же кровоизлияние.

Часто причиной афазии становиться повышенное артериальное давление, которое вызывает инсульты и инфаркты.

Так что в таком случае важно в профилактических мерах контролировать давление и принимать препараты, которые улучшат обмен веществ.

Помимо этого важны занятия с логопедом и определенного рода упражнения. Среди врачей нет однозначного мнения о том как следует лечить афазию и какие методы использовать.

Однако есть общие советы и рекомендации:Сенсорная афазия возникает при поражении

  • старайтесь привлекать больного с сенсорной афазией к общению;
  • давайте ему достаточно времени на построение предложения и выражения своей мысли;
  • продолжайте общаться как ни в чем ни бывало, говорите с ним как и раньше.

Стоит отметить, что скорость восстановления речевых способностей человека зависит от его возраста, способностей, силы воли и степени поражения головного мозга.

Какой можно сделать вывод?

Хотя сенсорная афазия — это неприятность, которая может, в принципе приключиться с каждым, не нужно терять надежды.

Можно предпринять профилактические меры: следить за артериальным давлением, избегать травм головы, обращаться к врачу, если у вас появились подозрения или вам стало хуже.

При расстройстве человек не разучивается говорить полностью. но тяжело воспринимать устную речь другого человека, а его собственный лексикон бедный, а мысли сбивчивы.

Все же с помощью логопеда и психолога речь постепенно можно восстановить, главное настойчивость и положительный настрой.

Нарушение речи при локальных поражениях мозга. Виды афазий.

Системное расстройство различных форм речевой деятельности, возникающее при локальных поражениях коры и “ближайшей подкорки” левого полушария (у правшей) называется афазией. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры свой речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарных форм слуха. Афазии следует отличать от других расстройств речи — дизартрий (нарушений артикуляции без расстройства понимания речи на слух, чтения и письма), алалий (недоразвития речи в детском возрасте), аномий (трудностей в назывании стимулов определенной модальности вследствие нарушения межполушарного взаимодействия), моторных нарушений речи, связанных с поражением подкорковых двигательных механизмов, и др. Лурия выделяет семь форм афазий. Первые пять связаны с выпадением афферентных (слухового, зрительного, кинестетического) звеньев речевой функциональной системы, остальные две — с выпадением эфферентного звена.

Сенсорная афазия связана с поражением задней трети височной извилины левого полушария (у правшей) — 41-го, 42-го и 22-го полей (зоны Вернике).

Артикуляция и оральные позы при сенсорной афазии сохранны, основа — нарушение фонематического слуха. В грубых случаях больные вообще не различают фонемы и не понимают обращенную к ним речь, отсутствует активная спонтанная устная речь. В менее грубых — не понимают зашумленную или быструю речь, т.е. речь в усложненных условиях, при параллельно 2 говорящих не расчленяют 2 потока речи, воспринимают слитно. В устной речи часто встречаются литеральные парафазии (замена звуков), реже — вербальные (замена целых слов). Резко затрудняется письмо под диктовку (при сохранном списывании), повторение услышанных слов, чтение (из-за невозможности контроля за правильностью своей речи).

След. две иногда объединяют под общим названием
«амнестическая афазия»
. но Лурия их разделяет.
Больной не может назвать предмет, как будто забывает название. При подсказке первой буквы или слога сразу вспоминает.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов коры левой височной области — 21-е и частично 37-е поля.

Фонематический слух остается сохранным, больной понимает обращенную речь, но не способен запомнить даже небольшой речевой материал — грубое нарушение слухоречевой памяти. Резкое снижение объема слухоречевой памяти (до 2 — 3 слов) приводит к вторичному непониманию длинных фраз и вообще устной речи. Затруднен поиск слов в активной устной речи, часты вербальные парафазии, речь этих больных скудна. Характерны повышения ретроактивного торможения (запоминания последних слов ряда), проактивного торможения (запоминания первых слов ряда), реминисценции.

Больные с сенсорной и акустико-мнестической афазией компенсируют нарушения в речи, активно используя интонации, жестикуляцию, пытаясь с их помощью передать содержание высказывания.

Оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задне-нижних отделов височной области, нижних отделов 21-го и 37-го полей.

В этом случае больные не способны правильно называть предметы, пытаются дать им словесное описание, охарактеризовать функциональное назначение при том, что называние действий происходит относительно легко.

При этом нарушении распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено речевой системы, связь между зрительным образом предметов и их наименованием. С нарушением зрительных образов связана невозможность нарисовать даже элементарные объекты (при сохранности графических движений).

При поражении коры затылочных областей могут возникать литеральная либо вербальная оптические алексии. При поражении правого полушария возникает односторонняя (левосторонняя) оптическая алексия, когда больной игнорирует левую сторону текста и не замечает своего дефекта; правосторонняя алексия встречается гораздо реже.

Афферентная моторная афазия

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга (у правшей), 40-го поля.

Эта форма афазии связана с нарушением кинестетической речевой афферентации, поступления ощущений от артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. Возникают нарушения произношения слов вследствие трудности различения близких артикулем (по типу литеральных парафазий). Больные не только неправильно произносят близкие артикулемы, но и неправильно воспринимают их, что ведет к вторичному нарушению функций слуховой системы.

Нередко у этих больных нарушается и неречевой оральный праксис, но иногда афферентная моторная афазия может протекать на фоне полностью сохранного орального праксиса. При повторении близких в артикуляционном отношении гласных, согласных, при произнесении сложных слов больные фиксируют свои ошибки, но не могут исправить, их рот как бы не подчиняется волевым усилиям. Вследствие кинестетического дефекта вторично нарушаются письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции обычно ухудшает написание слов; при чтении привычные слова произносятся правильно, а сложные слова произносятся неверно, с литеральными заменами.

Семантическая афазия возникает при поражении зоны ТРО — области стыка теменных, височных и затылочных областей мозга (37-го и частично 39-го полей слева).

При семантической афазии распадаются некоторые, строго определенные семантические категории, нарушается понимание грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные или “квазипространственные” отношения, — предлогов, слов с суффиксами, выражающими пространственные отношения, сравнительных отношений, конструкций родительного падежа, временных конструкций, выражений с логическими инверсиями, выражения с далеко разведенными логически связанными словами, предложения с переходящими глаголами, значение которых определяется контекстом или предлогом.

Семантическая афазия часто связана с акалькулией, связанной с анализом пространственных отношений, выраженных в числе. В единый синдром с семантической афазией входят нарушения наглядно-образного мышления и конструктивного праксиса, что связано в выпадением пространственного фактора при поражении зоны ТРО.

Моторная эфферентная афазия

Моторная эфферентная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области — полей 44 и частично 45-го — зоны Брока.

При полном разрушении зоны Брока больной не может произнести ни слова, лишь нечленораздельные звуки. Иногда в устной речи больного остается одно слово или словосочетание (эмбол ), которое используется больным, как замена всех остальных слов (в сопровождении жестикуляции, с различной интонацией). При этом больной в определенной степени понимает обращенную к нему речь.

При менее грубых поражениях звуковой анализ слова и возможность артикулировать различные звуки речи сохранны, однако страдает двигательная организация речевого акта («кинетическая мелодия»). Центральный дефект — затрудненность переключения с одного движения на другое, вследствие которого у больного возникают речевые персерверации в активной спонтанной речи, повторной речи и письме. Как результат возникает вторичное нарушение понимания речи и чтения.

Динамическая афазия возникает при поражении областей, расположенных вблизи от зоны Брока — 9, 10 и 46-е поля.

Речевая адинамия, или дефект речевой инициативы, проявляется в бедности речи больных, отсутствии самостоятельных высказываний, односложности в ответах на вопросы. Динамическая афазия протекает на фоне сохранности речевой моторики и понимания устной речи. В основе этой формы афазии лежит нарушение сукцессивной организации речевого высказывания — больные не могут составить даже простейшую фразу, не могут развернуто ответить даже на элементарные вопросы.

Большие затруднения больные испытывают при продуцировании заданных ассоциаций; плохо актуализируют слова, обозначающие действие, причем глаголы актуализируются труднее, чем существительные (в отличие от оптико-мнестической афазии).

Динамическая афазия связана прежде всего с нарушениями структуры внутренней речи — распад предикативной структуры, а отсюда — нарушения структуры внешней речи, разнообразные аграмматизмы.

Полное отсутствие способности к речевой деятельности при том, что вся сенсорика остается сохранной и нет локальных поражений мозга. Восприятие речи не нарушено. Это преходящее состояние, может встречаться в рамках кататонических синдромов.

3. Речевая бессвязность.

Грамматически правильные высказывания, не имеющие никакого смысла. Встречается на конечных стадиях шизофрении.

4. Бедность словарного состава речи.

Наблюдается при олигофрении, атеросклерозе головного мозга, которые приводят к общему обеднению психической деятельности.

Нейропсихологическая диагностика – это неаппаратный метод диагностического исследования в клинической психологии, который проводит специалист — клинический психолог. Это обследование дает возможность описать взаимосвязи между психическими функциями и мозговыми структурами конкретного человека.

Помимо изучения мозговой организации психических процессов, основной целью, является выявление их особенностей, вплоть до нарушения функции. Отличие от иных психологических методов диагностики состоит в указании на анатомические координаты в структурах мозга, отвечающих за ту или иную функцию, что дает возможность прицельно выбрать "мишень воздействия" и работать не со следствием, а непосредственно с причиной.

К основным задачам нейропсихологической диагностики относятся:

1. дифференциально-диагностическое исследование, позволяющее на основе качественного анализа нейропсихологических синдромов выявить сохранные и нарушенные (сильные и слабые) звенья психических процессов, определить ведущие нейропсихологические факторы синдромов и прийти к определенным выводам:

· об индивидуальном развитии испытуемого, структуре и функционировании у него ВПФ;

· о наличии патологического очага (очагов) в его мозге;

2. количественная оценка результатов исследования, позволяющая выявить степень выраженности имеющихся нарушений или изменений;

3. осуществление динамического наблюдения за состоянием психических процессов у одного и того же испытуемого в ситуациях, когда на него оказывают воздействие различные внешние факторы в ходе лечения, обучения, коррекции и т.д. а также на разных этапах его индивидуального развития;

4. определение «зоны ближайшего развития» — потенциальных возможностей испытуемого выполнить различные задания в условиях специально организованного эксперимента;

5. разработка на основе данных нейропсихологического обследования адекватных индивидуализированных программ восстановления, коррекции, обучения;

6. изучение эффективности различных видов воздействия;

7. составление ближайших и долгосрочных прогнозов.

Благодаря системному нейропсихологическому анализу ВПФ создается возможность более глубокого понимания общих механизмов симптомообразования, структуры нарушений познавательной деятельности при аномалии психического развития, в том числе при ее относительно негрубых формах, например при ЗПР. Такой анализ может преследовать три цели:

1. топическая диагностика поражения мозга наиболее актуальна при исследовании испытуемых с локальными церебральными нарушениями;

2. установление функционального диагноза — определение дефицитарных функций и выявление сохранного фонда корковых функций;

3. выявление соотношения симптомов незрелости и повреждения ЦНС, а также возрастной динамики развития ВПФ (И. Ф. Марковская).

Такой подход имеет наибольшую ценность при решении вопросов реабилитации поврежденных функций и формирования незрелых функциональных систем у детей с различными нарушениями психического развития.

В зависимости от задач и направленности нейропсихологического обследования применяемые методы могут быть:

· стандартизированными (одни и те же задания для всех испытуемых) или гибкими (разные задания, специфичные для каждого испытуемого);

· сгруппированы или отбираться отдельно для оценки узкоспециализированной функции и проводиться как индивидуальное обследование;

· количественными (выполнение или невыполнение теста в нормативно заданное время) или качественными, ориентированными на процесс и специфические особенности выполнения задания, квалификацию ошибок, допущенных при тестировании.

К наиболее разработанным методам оценки синдромов в нейропсихологии относится система приемов А. Р. Лурии, сведенная им в логически целостный блок и направленная на характеристику клинического «поля факторов», то есть выявление и описание принципиальных сторон психических нарушений при локальных поражениях мозга без точной количественной их оценки.

Схема А. Р. Лурии включает:

1. формальное описание испытуемого, историю его болезни (развития) и результаты различных лабораторных и аппаратурных обследований;

2. общее описание психического статуса испытуемого — состояние сознания, способность ориентироваться в месте и времени, уровень критики и эмоционального фона;

3. исследования произвольного и непроизвольного внимания;

4. исследования эмоциональных реакций на основании жалоб больного, по оценке им лиц на фотографиях, сюжетных картин;

5. исследования зрительного гнозиса — по реальным объектам, контурным изображениям, при предъявлении различных цветов, лиц, букв и цифр;

6. исследования соматосенсорного гнозиса с помощью проб узнавания объектов на ощупь, на прикосновение;

7. исследования слухового гнозиса при узнавании мелодий, при локализации источника звука, повторении ритмов;

8. исследования движений и действий при выполнении последних по инструкции, при установке позы, а также оценка координации, результатов копирования, рисования, предметных действий, адекватность символических движений;

9. исследования речи — через беседу, повторение звуков и слов, называние предметов, понимание речи и редко встречаемых слов, логико-грамматических конструкций;

10. исследования письма — букв, слов, фраз;

11. исследования чтения — букв, бессмысленных и осмысленных фраз и неверно написанных слов;

12. исследования памяти — на слова, картинки, рассказы;

13. исследования системы счета;

14. исследования интеллектуальных процессов — понимания рассказов, решения задач, правильности окончания фраз, понимания аналогий и противоположностей, переносного и обобщающего смысла, умения классифицировать.

1) Эмоциональные состояния — стабильные характеристики эмоционального фона.

Мания (гипомания ) — состояние повышенной активности, деятельности, настроения. Больные в этом состоянии радостные, счастливые, чрезмерно общительны, многословны, приставучи, за все берутся, “море по колено”, речь и мышление ускорены, встречаются перескоки в идеях, деятельности, общении, несосредоточенность, незаконченность действий. Возникает периодически в МДП: болезнь — интермиссия (сохранное состояние без выздоровления) — болезнь -.

Депрессия — понижение настроения вплоть до тоски, страха, апатии. Человек не испытывает никаких положительных чувств, даже в ответ на объективно положительные стимулы. От “ничто не мило” может дойти до суицида. Заторможенность в моторике, речи, мышлении. Интересы сужаются до круга своих переживаний. Такое состояние может длиться и несколько месяцев.

Апатия — полное равнодушие, безучастность к событиям, хотя влечения могут сохраниться (в “неокрашенном” виде). Часто встречается как длительная заключительная стадия шизофрении.

Слабодушие — характерно для старческого психоза, просто старения, атеросклероза ГМ и пр. Больной сентиментален, раздражительно слаб (на уровне вегетативных реакций). Вылечить слабодушие трудно, проще беречь от впечатлений.

Эйфория — веселость, безмятежность при объективной бедности душевной жизни. Больной не действует, только пассивно наблюдает. Встречается при очаговых поражениях мозга (лобные доли), инфаркте, опьянении.

2) Эмоциональные реакции — конкретные формы реагирования на значимые события.

Эмоциональные реакции кратковременны, интенсивны и полярны (резко положительно или отрицательно окрашены).

Аффекты — чрезмерные по интенсивности эмоциональные реакции.

— физиологические (без утраты самоконтроля, самокритики, без амнезии) вызываются внешними раздражителями;

— патологические (утрата целесообразности поведения на некоторое время, сменяется сном, амнезия на этот отрезок времени) возникают в связи с помрачениями сознания.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением речевых центров коры головного мозга или их проводящих путей при сохранности функции речевых мышц (языка, губ. гортани ). Афазия возникает при кровоизлияниях в мозг. тромбозе сосудов мозга, абсцессах. черепно-мозговых травмах и т. д. Афазия часто сопровождается расстройством чтения — алексией, письма — аграфией, счета — акалькулией. В зависимости от зоны поражения развиваются различные формы афазии.

Моторная афазия характеризуется затруднением или невозможностью произносить слова при сохранении произношения отдельных звуков и понимания речи. При наиболее тяжелой моторной афазии речь полностью отсутствует. В этих случаях даже после восстановления речи у больного остаются затруднения в сложных высказываниях, при повторении серии слов (дом, лес, кот), фразы.

Сенсорная афазия характеризуется нарушением понимания речи (словесная глухота ) при сохранении способности говорить. В легких случаях больной еще понимает отдельные слова и даже короткие фразы, особенно привычные («откройте рот », «покажите язык»). В противоположность больным с моторной афазией эти больные бывают болтливы, но так как они не понимают и своих слов, они теряют контроль над своей речью, и она тоже нарушается, появляются замены букв, слогов и даже целых слов.

Семантическая (смысловая) афазия характеризуется нарушением понимания смысла фраз, которые связаны между собой предлогами, союзами и т. д. Больные хорошо говорят, понимают обращенную к ним речь, но не могут понять разницу в таких словосочетаниях как «брат отца» и «отец брата»; могут показать карандаш, ключ, но не понимают задания показать карандашом ключ или ключом карандаш. Семантическая афазия часто сочетается с амнестическими расстройствами речи.

При амнестической афазии больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это — чем едят», «это — чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.

При тотальной афазии больной не говорит и не понимает речь. Чтение и письмо совершенно невозможны.

При всех формах афазии необходимо лечить основное заболевание и проводить длительные занятия с логопедом. Нужно помнить, что афазия не является психическим расстройством, и эти больные не подлежат лечению у психиатров.

Афазия (от греч. aphasia — утрата речи) — нарушение речи в связи с изменениями в пределах либо собственно второй сигнальной системы (И. П. Павлов ), осуществляющей анализ и синтез слов, представляющих собой «сигналы сигналов», либо соотношений второй сигнальной системы с первой. Таким образом, из афазии исключаются дизартрии (см.) и те нарушения речи, которые зависят от глухоты (глухой не слышит речи, при афазии больной слышит ее, но не понимает ее смысла, не воспринимает слово как «сигнал сигналов»).

Во второй сигнальной системе, так же как и в первой, имеются афферентные и эфферентные части; слово не только произносится человеком для общения с себе подобными, но и воспринимается им. Поэтому можно говорить об экспрессивной речи, которая включает как устную, так и письменную речь (при последней написанное или напечатанное слово является таким же «сигналом сигналов», но осуществляется движениями кисти и воспринимается зрением), и импрессивной речи — понимание речи по слуху и чтение. Речевой процесс един, но он может быть нарушен в различных своих звеньях, в соответствии с чем афазические расстройства характеризуются большим многообразием.

Нарушенной может быть преимущественно экспрессивная (моторная афазия) или импрессивная речь (сенсорная А.), устная речь (собственно А.) или письменная (алексия — нарушение чтения, аграфия — нарушение письма).

Исследование афазических нарушений. Устная речь. Исследование повторной речи (буквы, слова, фразы), рядовой речи (числовой ряд, перечисление дней недели, месяцев и т. д.), называние показываемых предметов, разговорная речь (ответы на вопросы), рассказ. При исследовании необходимо обращать внимание на желание или нежелание говорить, на бедность речи или многоречивость (логорея). При амнестической афазии выпадают конкретные обозначения, названия предметов. При моторной А. страдает главным образом грамматическая структура речи (падежи и склонения) — так называемый аграмматизм. Литеральная парафазия характеризуется перестановкой или заменой букв в слове, вербальная — заменой слов в предложении.

Письменная речь. Больному дают списывать, писать под диктовку, писать заученные ранее слова, названия показываемых предметов; писать ответы на задаваемые устно или письменно вопросы, рассказ на заданную тему, пересказ литературного произведения.

Понимание устной речи. Понимание смысла слов, фраз, показывание называемых предметов, понимание и выполнение простых и сложных (многозвеньевых) инструкций (необходимо исключить апраксию), понимание рассказа с простым содержанием и сложного в смысловом отношении. Весьма важно определить диффузность восприятия речи, для чего предназначаются фразы и инструкции с нелепым содержанием, с лишними словами, грамматическими и синтаксическими неправильностями и т. д.

Чтение. Отдельно исследуют чтение вслух и понимание прочитанного про себя, так как возможны случаи, когда эти функции нарушаются более или менее независимо друг от друга. Исследуют также музыкальную речь как экспрессивную, так и импрессивную (слуховую и зрительную). Нарушения музыкальной речи носят название амузий.

Синдромы афазии. В тех случаях, когда очаг поражения очень велик (инсульт, травма) и имеется начальная стадия поражения (диасхиз, иррадиация торможения), нарушение охватывает все стороны речевого процесса и возникает тотальная афазия. Тотальной А. иногда остается и в дальнейшем, но во многих случаях речь в той или иной мере восстанавливается и выявляются синдромы, обнаруживающие диссоциацию речевых функций, что в более легких случаях может наблюдаться и в начальной фазе заболевания. Основные формы афазий, характеризующиеся диссоциированным нарушением речи, составляют моторная, сенсорная, проводниковая, амнестическая афазия, алексия.

Сенсорная афазия (афазия Вернике). Основной симптом — нарушение понимания устной и письменной речи. В тяжелых случаях больной относится к речи, как к любому шуму, не имеющему смыслового значения. В менее тяжелых в хаосе звуков он все же улавливает отдельные слова — наиболее обиходные, особенно свое имя. Экспрессивная речь также нарушена, но совершенно иначе, чем при моторной А. При последней больной говорит неохотно и мало, при сенсорной А. он излишне многоречив (логорея), говорит плавно, без напряжения. Однако эта многоречивая продукция может быть столь богатой вербальными парафазиями и персеверациями, что речь становится совершенно непонятной. Больной не понимает прочитанное и устную речь, правильно улавливает в тексте только отдельные, самые привычные слова. В более редких случаях при «чистой» (субкортикальной, по Вернике) сенсорной А. устная и письменная речь, а также понимание прочитанного (внутренняя речь) сохраняются, нарушается только понимание устной речи. Наблюдаются и такие случаи сенсорной А. (транскортикальная сенсорная А. по Вернике), когда сохраняется повторение при нарушении понимания устной речи.

Проводниковая афазия характеризуется, по Вернике, парафазиями, нарушениями повторения, чтения и письма при сохранении понимания речи и списывания.

При амнестической А. больной «забывает» названия предметов при хорошо сохраненной структуре предложений и отсутствии парафазий. Тем же «забыванием» обозначений характеризуется и письменная речь.

Алексия, как и аграфия, наблюдается в той или иной степени в большинстве случаев моторной и сенсорной А. но встречается иногда и изолированно, в виде «чистой словесной слепоты»: больной видит написанное слово, но не понимает его смысла.

Топикодиагностическое значение афазических синдромов. Характер афазических синдромов определяется местом поражения, характером патологического процесса, общим состоянием, особенно состоянием васкуляризации мозга, возрастом больных, их преморбидным состоянием, типом высшей нервной деятельности. При моторной афазии поражение всегда локализуется в зоне распределения передних ветвей левой (у правши) средней мозговой артерии, наиболее часто (хотя не всегда) с поражением извилины Брока.

Сенсорная афазия возникает при поражении левой (у правши) височной области. И в таких случаях нельзя говорить о какой-либо узкой локализации в пределах этой зоны, хотя все же поражение чаще всего обнаруживается в заднем отделе верхней височной извилины (задний отдел поля 22). Амнестическая А. чаще наблюдается в тех случаях, когда очаг располагается в переходной височно-теменно-затылочной подобласти (поле 37), чистая алексия — при поражении угловой извилины (поле 39).

Течение и прогноз афазии зависят в основном от характера основного заболевания. Как временное явление А. возникает в редких случаях в течение приступа мигрени или в связи с эпилептическим припадком. Прогноз при прочих равных условиях более благоприятен при сенсорной А. чем при моторной, и гораздо благоприятнее в молодом возрасте, чем в пожилом. Терапия должна быть направлена на лечение основного заболевания, большое значение имеют и специальные мероприятия — систематические упражнения в речи и письме.

Источники: http://neurodoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/sensornaya-afaziya.html, http://infopedia.su/2xb5f.html, http://www.medical-enc.ru/1/aphasia.shtml

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here